логотип выходnews

Возрождение программы “Буран”: мечты или реальность?

Космический аппарат "Буран"

Советская космическая программа “Буран” стартовала в 1976 году, конечно, в режиме абсолютно строгой секретности. Оно и понятно: это был такой космический “советский ответ” американцам. Ведь программа NASA  по запуску пилотируемых кораблей-челноков шла полным ходом.

Таким образом, для сохранения “технологического и идеологического паритета” высшим руководством СССР было принято решение о начале создания беспилотных челноков по типу “Шаттл”.

Как часто бывало в те времена в СССР, правительство под руководством компартии требовало реализации проекта в кратчайшие сроки: Советский Союз и США находились в состоянии непрерывной технической и технологической конкуренции.

Для руководства проектом создали отдельное научно-производственное объединение «Молния». В интересах этого НПО 12 лет работало 1100 предприятий, фабрик и заводов, общая численность сотрудников которых превышала 1 млн 200 тыс. человек. Совокупные расходы на программу превысили 16 млрд рублей (20 млрд долларов). Это примерно два триллиона рублей по современному курсу.

На начальном этапе советские конструкторы руководствовались знаниями и технологиями, уже имевшимися у американцев, для запуска челноков типа “Шаттл”. Но позже от части американских разработок решили отказаться, полностью заменив на советские. Кроме того, были привлечены новые конструкторские бюро и институты, программа получила имя ” Буран”.

Принципиальная разница между шаттлами и «Бураном» – в том, что американцы установили маршевые двигатели непосредственно в сам челнок. Корабль посадили на гигантский топливный бак, а по бокам прикрепили два твердотопливных ускорителя. Советские конструкторы сделали по-другому: отдельно создали космоплан, отдельно – ракету-носитель, способную доставить его на орбиту. Поэтому советскую программу правильнее называть «Энергия-Буран», и первое место в ней как раз принадлежит ракете.

Казалось бы, оригинальная советская программа несла в себе одни плюсы. Но это было не так. Как выяснилось позднее в ходе испытаний, американская программа была экономически выгоднее: челнок “Шаттла” возвращал на землю самое главное- корпус  и  двигатель. С так она что-то гитару бы поётоветские испытатели пока такого результата получить не могли. Более того, огромная ракета “Энергия”, выводившая челнок на Орбиту весила 2.400 тонны и была,по сути, одноразовой,- что было экономически очень затратно.

Заброшенные остатки Бурана

Тем не менее, и у наших разработчиков были свои козыри: без боковых ракет наш корабль-челнок был гораздо грузоподъёмней. А с новыми атмосферными двигателями, прикреплёнными к корпусу, “Буран” был более маневренный по сравнению с американским аналогом.

Вообще советские конструкторы намного более ответственно подошли к вопросам надёжности и безопасности: корабль получил два бортовых компьютера, каждый из которых имел четырехкратное дублирование систем. На совсем крайний случай «Буран» оснастили катапультируемыми креслами для всех членов экипажа. При этом покинуть корабль можно было и на стартовом столе, и на высоте 20 км. У американских же челноков катапультируемые кресла стояли только на двух первых шаттлах и только у пилотов. 

А что касается грузоподъемности, то здесь советские разработчики обошли американцев по всем пунктам: мало того, что конструкция ” корабль-ракета” оказалась выигрышней в плане безопасности, так еще и сама по себе ракета “Энергия” была прекрасным транспортировщиком дополнительного груза на орбиту. 

музей проекта “Буран” на ВДНХ

В последние годы в прессу всё чаще поникают слухи о возрождении программы “Энергия-Буран”. Об этом заявлял и Дмитрий Рогозин бывший глава Роскосмоса:

«Нам, если и делать замену «Союзу МС» для обслуживания орбитальных станций, потому что эксплуатация «Орла» (пилотируемый корабль) будет дороговата для этих целей, нужно делать многоразовый корабль совершенно иной конфигурации – что-то по типу «Бурана» с возможностью посадки на взлетно-посадочные полосы. Я такую задачу поставил нашим инженерам. Корпорация «Энергия» и другие коллективы сейчас будут предлагать такого рода варианты космической техники»

в начало