Его рождение пришлось на день довольно сильного землетрясения: есть версия, что роды были преждевременными из-за сильного испуга матери.
Антонио Лючио, первенец Джованни Батисты Вивальди и Камиллы Калликио, появился на свет 4 марта 1678 года в Венеции семимесячным, слабым и болезненным астматиком. В то время прогнозы на тему, как долго проживёт такой мальчик, были весьма неутешительными. Тем не менее, великий итальянский скрипач и композитор эпохи барокко проживёт аж 65 лет!
Известно, что от радости, что роды прошли удачно, и мальчик выжил, счастливые родители дали обет, что Антонио Лючио станет священником.
Что и было сделано: 18 февраля 1793 года юного Антонио постригли в монахи, а через 6 лет – он был посвящён в духовный сан, что, по-видимому, не очень сильно беспокоило «рыжего Антонио», так как он продолжал жить не в монастыре, а дома, и по-прежнему сочинял музыку и играл на скрипке.
Существует показательная история о том, как однажды во время службы «рыжий монах» спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. После чего отношения Антонио Вивальди с католической церковью обострились, и он отправился преподавать музыку в венецианский благотворительный приют для девочек-сирот, что давало молодому композитору массу времени и возможностей для развития композиторского таланта, особенно в области скрипичной музыки. Фактически уроки превращались в концерты, о чём была в курсе просвещённая венецианская знать, посещавшая их.
Самые знаменитые произведения Антонио Вивальди, известные нам, как «Времена года» были написаны в 1725 году. Кстати, эти 12 произведений-концертов в оригинале у композитора носят названия «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».
После нескольких лет странствий по Европе Вивальди возвращается в родную Венецию, где вновь приступает к должности капельмейстера, но в силу разногласий с комитетом управления приютом вынужден был оставить эту должность.
Бытует мнение, что, так не сложив с себя монашеский чин, Антонио Вивальди жил с двумя своими бывшими ученицами певицей Анной Джиро и её сестрой Паулиной. Неизвестно, были ли это амурные или чисто платонические отношения, но Вивальди частенько приходилось страдать и простаивать очистительные мессы, как грешнику, прежде чем ему разрешали дать концерт или посетить постановку собственной оперы.
Несмотря на это, жизнь «рыжего монаха» в Италии была довольно безбедной: музыка Вивальди была востребована и нравилась знати.
Переломным моментом стало приглашение австрийским императором Карлом VI в Вену. Монарх был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Но к моменту переезда композитора император умер, а интерес к музыке Вивальди стал стремительно угасать: современники сочли её устаревшей и немодной.
Великий итальянец умер в совершенной нищете, его спутницы оставались с ним до конца. Маэстро Вивальди был похоронен как нищий на кладбище Святого Марка в Вене в 1741 году, там же, где почти через полвека похоронят ещё одного «гения музыки» – Вольфганга Амадеуса Моцарта.
Лишь через 200 лет, в 1920-х годах итальянский музыковед А.Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Антонио Вивальди.