логотип выходnews

1 июня 220 лет со дня рождения русского композитора Михаила Ивановича Глинки

М.И. Глинка

Роль Михаила Ивановича Глинки в становлении русской классической музыки явно недооценена: известнейший в то время критик Владимир Стасов  писал: “Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты <…>, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке”.

Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года на Смоленщине в богатой семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Во владении Глинок были конный завод, огромное поместье и даже кирпичный завод.

Миша был вторым сыном в семье. Так как первый ребенок скончался, над Мишей тряслись, держали дома и воспитывали этаким “мимозой”. Воспитанием мальчика занималась бабушка Фёкла Александровна. После смерти бабушки и войны с Наполеоном родители Михаила ивановича переехали в новое имение, где было…фортепиано, на котором Миша начал с упоением играть.

Позже для занятий с мальчиком пригласили учительницу из Санкт-Петербурга Варвару Кламмер, которая познакомила его с азами классической музыки и учила игре на фортепиано. Кроме фортепиано Миша начал осваивать скрипку: уроки давал музыкант из крепостного оркестра.

В Благородном пансионе в Санкт-Петербурге Глинка получил всестороннее образование и начал сочинять первые музыкальные произведения – вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы “Швейцарское семейство” Йозефа Вайгля, а вскоре появился “Лирический альбом”.

Путь к музыке был непрост даже для дворянина со средствами: с 1824 по 1828 год Глинка работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения, а параллельно занимался музыкой. Вскоре, поняв, что служба отвлекает от композиторства, ушёл с государственного поста.

Большое влияние на Глинку оказало путешествие в Италию в 1830 году, куда он отправился. чтобы поправить своё здоровье: итальянские пейзажи воздух, архитектура и музыка дали толчок к развитию музыкального творчества, вдохновили. Кроме того, Глинка познакомился с великими композиторами Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини.

Также Глинка посетил тогдашнюю музыкальную столицу Вену, а чуть позже – Берлин.

Вернувшись в Россию, композитор одержим идеей создания настоящей русской национальной оперы: после поиска своего музыкального стиля перед Глинкой стояла задача найти достойный сюжет для будущего оперного произведения.

По совету поэта Василия Жуковского, композитор обратился к истории об Иване Сусанине – крестьянине, который завел польско-литовское войско в лес и пожертвовал собой ради спасения царя. Так началась история оперы “Иван Сусанин или Жизнь за царя”, премьера которой, вопреки записям советских критиков, прошла более чем успешно.

Михаил Иванович Глинка навсегда изменил русское классическое искусство: его оперы самобытны, музыка не играла “вторые роли”, а сама становилась героем, вела действие, выходила на первый план. Наследие Глинки послужило вдохновением и примером для следующих поколений. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

в начало