логотип выходnews

«Боярыня Морозова» В.И. Сурикова: история, застывшая на полотне

картина Сурикова боярыня Морозова

Картина кисти художника Василия Ивановича Сурикова, изображающая
один из драматических моментов в истории русского государства XVII
столетия: известная московская раскольница боярыня Феодосия Морозова
едет в ссылку. Картина размером 304 на 507.5 см после выставки в 1887 году
была приобретена Павлом Третьяковым.

Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848 — 6 (19) марта 1916) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.


Сюжетом для картины послужили реальные исторические события – раскол
русской православной церкви после реформы царя Алексея Михайловича
(«Тишайшего»): нововведения породили резкое неприятие реформ и
протесты так называемых «раскольников», что вызвало репрессии со
стороны царской власти в отношении последних.
Что касается боярыни Феодосии Морозовой, по тем временам вдовы-
миллионерши, близкой родственницы и подруги царицы Марии
Милославской, обласканной властью родовитой дворянки, то царь долго
закрывал глаза на то, что творилось в её доме: это было что-то вроде
небольшого монастыря с многочисленными пришлыми и местными
адептами раскола, жившими в доме боярыни и служившими тайные службы
по старому обряду в её домовой церкви. Но это долго терпели…
Впоследствии конфликт с царем, помимо религиозного, приобрёл ещё и
личный характер: боярыня не пожелала прийти на свадьбу Алексея
Михайловича с молодой Натальей Нарышкиной: а ведь ей по чину следовало
обязательно быть на царской свадьбе и «титлу царскую говорить». Но
боярыня Морозова даже и не подумала прийти туда, чем окончательно
разгневала царя, который обрушил на неё всю жестокость палачей и
отправил вместе с сестрой Авдотьей Урусовой в смертельную ссылку в
Боровск.
Эпизода из истории «русского раскола».
Интерес Василия Сурикова к столь драматичному сюжету из истории России
и православной церкви был вполне обусловлен тем, что детство художника
прошло в Сибири (он родился в Красноярске), куда после 1761 года
буквально хлынул поток убегавших от никонианских репрессий
старообрядцев-раскольников.

почтовая марка 1967 года.

Огромное влияние на сознание будущего художника оказали рассказы и
«жития» мучеников старообрядческого движения. Безусловно, Суриков был
хорошо знаком с «Повестью о боярыне Морозовой», что и побудило его на
создание грандиозного полотна на столь драматичный сюжет.
История создания
Созданию картины предшествовала серьёзная подготовка: точный расчёт
всех фигур в композиции, поиск лиц для персонажей, работа над динамикой
действа. Известно, что Суриков «нашёл» «своего юродивого» в виде
мужичка, торговавшего на рынке огурцами. Кстати, чтобы написать именно
так, как на картине, живописцу пришлось уговорить натурщика сидеть на
снегу, и перед каждым сеансом позирования Суриков натирал ему ноги
спиртом.
А вот лицо самой главной героини художник искал довольно долго: были
уже написаны десятки женских портретов, но Суриков был недоволен: «Всё
не то!» Однажды у Рогожского монастыря он увидел её – начётчицу с
горящими глазами. Он долго уговаривал её – она отказывалась в силу своих
строгих религиозных убеждений, но всё-таки художнику удалось уговорить
её попозировать хотя-бы час. Портрет был написан очень быстро и… картина
ожила – появилось лицо той, о которой знаменитый Протопоп Аввакум
писал: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься
ты на врагов аки лев…»
Есть история о том, что изначально полотно, взятое Суриковым для картины,
было меньше, но поняв, что персонажи не помещаются и сани «не едут»,
живописец якобы пришил кусок к нижней части и… чудо случилось!
Тем не менее, исследователи картины не подтверждают этот эпизод, но…
интересен поиск художником динамики тел. Возможно, сани «поехали»
после того, как он пририсовал бегущего за ними мальчика.
Сейчас картина находится в собрании Третьяковской галереи.

в начало